Психотехники Бессознательного
Илья Шальнов

   Главная  ПБ  ССПТ  Языки  ВКонтакте 

Ученики и Спорщики

Продолжим разговор о путях нахождения истины, об эвристических принципах. Есть два интересных пути, один из которых можно назвать путем Ученика, другой - путем Спорщика.

Путь Ученика

В соответствии с легендой, НЛП возникло в начале 1970-х, как результат сотрудничества Джона Гриндера, который был тогда ассистентом профессора лингвистики, и Ричарда Бэндлера - студента психологии. Они вместе изучали техники трех выдающихся психотерапевтов: Фрица Перлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона. Бэндлер и Гриндер выявили паттерны (образцы поведения) и передали их другим.

Бэндлер и Гриндер сделали осознанными те техники, которые отчасти бессознательно использовались сильными психотерапевтами. Можно сказать, что они шли Путем Ученика. В результате получилось мощное психотерапевтическое направление.

Ученик в этом смысле слова совсем не значит что-то второсортное по отношению к учителю, скорее наоборот. Идущий Путем Ученика может учиться у детей, к примеру, освоению иностранных языков и многому другому, учиться у кого угодно, даже у домашней кошки. Ученик учится не только у авторитетов, но и у авторитетов в первую очередь.

Со стороны многое виднее. Мастера не всегда в полной мере осознают техники, которыми пользуются. Внимание к задаче может означать невнимание к себе, решающему задачу, к своим техникам - потому способность находить техники и способность осознавать техники немного антагонистичны. Не все, кто хорошо говорят на родном языке, знают его грамматику.

Путь Спорщика

Нет в мире совершенных систем. НЛП, например, будучи интереснейшей системой представлений, также несовершенно. Его лидеры предлагают подходы, которые требуют критического пересмотра. Большинство тех, кто изучает техники НЛПистов, обычно чувствуют, что что-то в их душе сопротивляется НЛП. Почему бы ни спросить у своей души, что же именно ей, душе, не нравится? Почему бы ни расспросить свою интуицию?

Подход, обратный конструктивному, обычно сам не менее конструктивен, чем тот, что он «отрицает». Чем сильнее и конструктивнее система, тем интереснее вступить с ней в спор. Это, конечно, не тот спор, цель которого снизить ценность чего-то стоящего и самоутвердиться таким способом (вам непременно припишут этот мотив, если вы станете Спорщиком).

Итак...

Итак, имеем два взаимодополняющих, а не взаимоотрицающих подхода - Спорщика и Ученика:

1) Исследование слабых сторон мастера (или просто игрока)
2) Исследование сильных сторон мастера (или просто игрока)

И в том и в другом случае, человек получает сообщение от своей интуиции. Остается только ее расспросить. Интуиция, кстати, так и развивается. Если считать ее собеседником умным, интересным, она и будет такой. Считать интуицию интересным собеседникам - значит всякий раз, получая от нее сообщение, все суетное оставлять в стороне и задавать ей (интуиции) всё новые вопросы. И чем больше в таком ключе вы будете говорить с собственной интуицией, тем умней и интересней она будет становиться. Главное только, чтобы она работала на прояснение картины мира, а не отвечала на вопросы типа, как представить себя хорошим, делая дурное, чтобы заморочить голову и себе и другим…

И свои техники имеет смысл исследовать в ключе этих двух подходов. И к себе надо подходить также с критикой и с готовностью исследовать собственную еще неосознанную силу.

Амбициозность блокирует ум

Опять заметим, что способности и этичность взаимосвязаны. Дурная амбициозность мешает встать на Путь Ученика потому что обычно не хочет она признавать никаких преимуществ в других. Она же мешает встать на Путь Спорщика. Амбициозный человек принимает возражения типа: «А ты кто такой, чтобы спорить с великими?» - не как смехотворные, а как имеющие право на существование, и боится вступать в дискуссии с авторитетами.

Амбициозность может столкнуть с конструктивной критики на деструктивную, цель которой отрицание ценности собеседника и ценности всех его представлений о мире. Она же заставляет реагировать враждебно на конструктивную критику со стороны.

Нормальный человек (без дурной амбициозности) конструктивному спору будет только рад. Преодолевая его, объясняя все, что кажется странным, кажется противоречивым, он будет чувствовать, что продвигается в разговоре к действительному пониманию. Он будет чувствовать себя подобно мотору, совершающему полезную работу. Если же он не встречает сопротивления, передавая новое, он будет чувствовать себя подобно мотору, вращающемуся вхолостую, что совсем не будет радовать. А преодолевая деструктивное сопротивление, человек чувствует себя подобно мотору, перетирающему песок в подшипниках...

Путь Среднего Школьника...

Слушают и воспроизводят подобно хорошим магнитофонам. Применяют шаблоны к решению задач, как научат. Знают, что признано верным, что ошибочным. Делают массу ненужной и неинтересной работы, потому что задано. Однако же нередко развивают в себе феноменальные способности к переработке больших объемов учебных материалов, и эти способности оказываются полезными по жизни. И общение с умными людьми - исследователями - нередко идет им на пользу. Открытий не делают, но специальность осваивают. Если же сама специальность требует от них способности делать открытия, как, например, специальность психотерапевта, - плохие специалисты из них выходят.

Помни о вечности !

 Илья Шальнов
 http://shalnov.ru

Skype: ilyashalnov  
ilyashalnov@yadex.ru