Профессора и дети
Профессор математики имеет примерно тот же уровень развития, что и профессор, изучающий иностранный язык. А профессор, изучающий иностранный язык, имеет тот же уровень владения языком, что и восьмилетний ребенок! Он, правда, еще много чего знает - марксизм-ленинизм в его «научном» варианте, историю партии, морфологию, синтаксис...
Способность создать ПОЛЕ
На самом деле, профессор отличается от простого носителя языка. У него другой уровень мышления. Ум его в большей степени дисциплинирован. Выучить язык в среде, которая сама тебя ведет, в благоприятном «поле», довольно просто. Самому создать «поле» и освоить язык самостоятельно - для этого требуется высокий уровень самодисциплины, которого не может быть у восьмилетнего ребенка.
Критерием развития является способность создать вокруг себя конструктивное поле, в котором подъем естественен, когда вокруг управляет деструктивное поле, в котором естественна суета сует.
Профессор, способный создать конструктивное поле, может обучать сам: тем, кто будет учиться под его руководством (тем, кто находится в его поле), будет проще выучить язык, чем не выучить. Впрочем, шалопаям, вечно поддерживающим вокруг себя деструктивное поле, и самый хороший учитель не поможет.
Человек, живущий в среде двух-трех языков, может освоить два-три языка и остаться при этом потрясающе примитивным, интеллектуально сниженным. Профессор, выучивший два-три языка, не будет интеллектуально сниженным (духовная сниженность, увы, всё еще возможна).
Язык хозяев жизни
Дети, что вырастают в «элитной» среде, осваивают язык общения своей среды. Дается им освоение легко, каких-либо духовных усилий оно от них не требует. Способность чувствовать себя уверенно, преподносить себя, устанавливать полезные связи - все это дается им само собой, как сам собой дается родной язык, и об уровне их духовного развития не говорит ничего. Другое дело, освоить эти навыки в среде, которая к тому не располагает. Это как выучить иностранный без учителей и учебников, только общаясь с теми, кто даже не хочет с тобой разговаривать.
«Посмотрите на меня - у меня все и всегда легко получалось! Я, стало быть, могу этому научить лучше, чем кто-либо другой! Я учу тому, что сам умею!» Не спешите верить таким учителям. Научить подъему может тот, кто имел опыт подъема, а не тот, кто всю жизнь провел на небесах.
Если вы хотите похудеть, к кому вы пойдете учиться? К тому, кто всегда был худым или к тому, кто когда-то был сверхтяжеловесом, а теперь весит немного больше среднего?
|