Субличности, они же сущности, они же бытности, они же роли
Слово сущность симпатичнее слова субличность. Слово бытность еще симпатичней, но употребляется оно редко. Можно также говорить о ролях - другое слово с акцентом на то, как это воспринимается со стороны.
Та ветвь психология, которая назвала себя метапсихологией, иерархией бытностей занимается.
Бытности имеют свои иерархию. Принимая высшую бытность, человек может менять низшие. К примеру, ученый может быть сегодня биологом, завтра физиком, когда надо, немного лаборантом. Изучая иностранные языки, ты можешь быть англо-говорящим, испано-говорящим и так далее. Ты можешь стать полиглотом. Полиглот - это высшая личность по отношению к субличностями, владеющими другими языками. Полиглот - это субличность низшего порядка по отношению к мастеру, владеющему и другими умениями.
Вертикальная мобильность
Основную цель личностного роста можно определить как высокую способность по собственному выбору принимать бытности различного уровня, то есть обладанием вертикальной мобильности. Горизонтальное перемещение из бытности в бытность можно рассмотреть как совокупность вертикальных перемещений сначала в более общую высшую бытность, а потом вниз, в другую бытность.
Таким образом, важно обретение гибкости в принятии и отбрасывании бытностей.
Есть потолок - это Я, то есть личность, объединяющая все другие субличности, от которой человек пока не может отказаться, та совокупность ролей, за пределы которой человек пока не может выйти.
Залипание в бытности
Иногда человек может влипать в какую-нибудь свою бытность, теряя возможность «выключить» ее. К примеру, находясь у стоматолога, он, вероятно, не сможет отделить себя от той бытности, которая занимается психозом. Если ты умеешь отделить себя от внутреннего психотика, боль тебе не страшна.
Прояснение собственных мотивов дает возможность освобождаться от бытностей и становиться пластичным в своих способностях выбирать бытности. Тут нужны и СВОБОДА ОТ и СВОБОДА ДЛЯ. И свобода выходить из бытности, и свобода входить в нужную бытность.
Неспособность при необходимости изменять бытность является источником множества жизненных неурядиц. Если человек вечно пребывает в бытности (в роли) жертвы, это может сделать его хронически несчастным.
|