Психотехники Бессознательного
Илья Шальнов

   Главная  ПБ  ССПТ  Языки  ВКонтакте 

Искать ли причины в себе? ***

[Дмитрий Галкин] У каждого есть два пути: искать корень своих проблем в себе или в мире. И большинство не ищет их в себе. И оно никогда не найдет выхода из тупиковых ситуаций, поэтому я в действительности работаю для единиц - тех, кто может слышать себя во всех проявлениях. Ты работаешь для вторых - и это, вероятно, Сизифов труд, потому как кроме общих рассуждений никаких результатов не добьешься.

[И.Ш.] Искать надо не там, где светло, а там, где потерял! Искать причины в себе - это принято, это считается мудрой позицией. А на самом деле, установка на поиск причин в себе - может быть проявлением глубинной трусости! Удобно! - с сильными мира сего не надо конфликтовать, с любым социальным строем можно быть в дружеских отношениях. Не уживаешься с фашистами - дело в тебе, над собой работай, а против фашистов не выступай (удобно-то как!). Никто тебя не оболжет, не скажет, что ты «жалуешься» на фашистов потому, что ты ими «обиженный». Ты можешь разыгрывать из себя хозяина своей судьбы, хотя твое место в жизни определяется тем, насколько тебя принимают - от этого зависит, пойдет ли твой бизнес или возьмут ли тебя на работу.

[Д.Г.] Искать причину в себе надо лишь потому, что в себе ее гораздо легче скорректировать, чем в мире. Не уживаешься с фашистом - возьми автомат! ПРЕОДОЛЕЙ СВОЙ СТРАХ! Ну, а как следствие, мир немного изменится. Глядишь, 10 фашистов под один березовый крест закопают. Уже полегче.

[И.Ш.] Фашистами могут быть обыкновенные соседи, которые пока ничего плохого не сделали - только думают «плохо», немного настроение портят, говорят не очень правильно, голосуют «ошибочно»... А преодолеть свой страх может означать начать противодействовать внешнему окружению, которое не всегда просто «скорректировать».

«Причина в тебе» - нередко верно лишь в том смысле, что причина заключена в твоей гипнабельности. Кстати, тот факт, что против тебя проведен отрицательный гипноз, совсем не так легко признать, как может показаться. И ответственности за то, что ты сам сделал, это с тебя не снимает. За свою гипнабельность бывает стыдно! Собственно, стыдно бывает только за свою гипнабельность, только за свою зачмошенность и все неспособности, к которым она привела.

[Д.Г.] Какая гипнабельность? Если я сальто назад не умел делать - это что, следствие чьего-то гипноза? Теперь научился - причина неудач была во мне, а не в ком-то. Так что я пойду против Хаббарда. Грубо говоря, причина этой пресловутой гипнабельности(?) во мне.

[И.Ш.] Если ты мало что умел (и с самообучением были проблемы) - дело было в твоей ограниченности, которая была следствием бессознательного страха перед миром. Всякий раз, когда ты начинал учиться, тебе становилось не по себе, и ты пасовал перед некомфортным состоянием. Перед зачмошенностью, которая актуализировалась, если быть точным. Естественная учеба не может вызвать дискомфорта - она приятна. Повторю. «Причина в тебе» - верно лишь в том смысле, что причина заключена в твоей гипнабельности.

А как свою зачмошенность принято преодолевать? Утверждаться в гордыне, что тебя Лихо взять не сможет и не могло взять никогда, от тюрьмы да от сумы зарекаться, играть в свою особенность и богоизбранность.

Увы, этот мир устроен так, что человеку можно снизить самооценку (до поры до времени!). Даже если в сознании своем и поступках своих он не сдается, остается на высоте, энергетику ему можно расстроить, с жизненных позиций его можно сместить. Даже если он не будет считать, что плох, все равно будет знать, что его не принимают. Тем хуже, если внушение проводится с раннего детства, когда человек еще не ориентирован по жизни, тем более, если оно сопровождается физическим насилием, тем более, если у человека нет друзей, и его не поддерживает никто.

Но человеку дано сбрасывать с себя наваждения. Первый шаг - перестать винить себя во всем, что против тебя проведено - перестать искать причину в себе... Перестать себя винить! - значит сбросить вражеский гипноз, суть которого в том, что ты сам виноват во всем том, что с тобой сделали.

[Д.Г.] Искать в себе, и найти в себе, и исправить тоже в себе. Для поиска нужно время, для признания - мужество, для коррекции - знания. Вот в чем сложность! Трусость - это как раз и есть отказ от поиска причины в себе. Страшно найти то, чего внутри в принципе не должно быть.

[И.Ш.] Искать надо не там, где светло, а там, где потерял. Установку на поиск причины в себе (равно как и установку на поиск причины в другом) готов «обозвать» психологическим экстремизмом! Действительно, отказ от поиска причины в себе - нередко следствие трусости. Вот только не всегда!

Еще Ленин писал, что люди будут игрушками в руках правящих классов, пока за случайностями, что происходят с ними, не научатся видеть интересов этих правящих классов. Человек по большому счету не враг себе, и если он проводит против себя разрушительную работу - неплохо отследить, кому (заинтересованному в его разрушении) он подчиняется. Только надо копнуть немного глубже.

Возьмем пример самый крайний. Что ты скажешь женщине, подвергшейся насилию? «Сама виновата? Нечего жаловаться (даже если не жаловалась)? Ищи причину в себе?» Предлагают также другую щеку подставить!

Ищи причину в себе - говорят обычно не к месту, чтобы разумное противостояние агрессору перенаправить, настроить человека на самоедство, фактически становясь на сторону агрессора.

Это потом можно будет говорить о том, как от сволочей защищаться, как не «провоцировать» ситуации, но для начала надо защитить ее от тех, кто утверждает «Сама виновата!».

Разбираться с собственными установками, что неправильно ориентируют по жизни - дело полезное. Работать над собой - дело хорошее. Не надо работу над собой противопоставлять работе над внешним миром. Если хочешь изменить мир - работай над собой. Если хочешь изменить себя - работай над миром!

[Д.Г.] Тоже не так! Такая реальная история: 5 утра, лето, пустой город, две девушки, юбочки чуть ниже пояса, выше пояса тоже мало что одето, останавливается иномарка, полная лиц кавказской национальности: «девушки, поедемте с нами в сауну». Ну, девушки поехали, а потом ОЧЕНЬ ДОЛГО ПЛАКАЛИ. От чего их защищать? От собственного идиотизма? От безответственности? Кто виноват, кроме них?

[И.Ш.] Не знаю, что там было. Возможно, девушкам хотелось приключений, хотелось проплакаться, хотелось доказать, что все мужики - сволочи. Возможно, они получили, что хотели.

Но, скорее всего, они сделали ошибку. И ошибка была следствием неправильного (аберрированного) восприятия ситуации. Может быть, та из них, которую другая привыкла слушаться, по жизни всегда уступала тем, кого боялась, чтобы не рассердить еще больше. Или психологи научили их «всегда верить в себя»? Вопрос, откуда пришла эта аберрация, эта закодированность? Кто репрессировал (или переформировал) естественную осторожность? Когда, сколько лет назад, это произошло?

Мужчины в два с лишним раза чаще становятся жертвами насильственных преступлений (потому что мужчинам совсем не принято сочувствовать). И страшно не само насилие, но гипноз, внушение, которое посылается совершающим насилие. Страшно вот это «сам виноват», принятое самим человеком - необходимое для успешности отрицательного гипноза.

Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме...

[Екклесиаст] И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.

[И.Ш.] Моя рассылка рассказывает не о том, как летать, а о том, как силки устроены, и как из них выпутываться. Тех, кто запутался, не надо попрекать. Надо помочь им распутаться, если они сами пробуют, но у них не получается. И к себе в трудной ситуации надо относиться так, как к другим, попавшим в трудную ситуацию. Но ведь как непросто признать, что и ты можешь быть зачмошен хоть в чем-то, что в тебе нет той богоизбранности, исключительности, которая сделала бы разрушение тебя невозможным уже с момента рождения, уже с момента зачатия. Увы! - этот мир устроен так, что любого можно обокрасть, оболгать и изнасиловать (подвергнуть насилию). И внушающая сила этих трех весьма и весьма сильна. А выбор Судьбы (Лиха) случаен во многом. Во всяком случае, обратного ничто не доказывает...

Есть в Африке муха, укус которой ведет к инфекции и к слепоте. Местное племя считает, что слепота - наказание за грехи. Дикари! А чем те, кто призывает искать причину в себе, от них отличаются?

Положение тех, против кого атаки были проведены, не так плохо, как положение тех, кто сам сдуру атаковал, кто много дурного наделал. Зло сделанное тобой не исправить. Не следует искать причину в других, оправдывая свое зло. В этом случае разговоры о других неуместны, нерелевантны, являются по сути враньем.

[Д.Г.] Ну, хоть в этом взаимопонимание!

[И.Ш.] Ситуация видится так: Если человек совершенно не хочет считаться с законами природы, этическими в первую очередь - беды к нему приходят неотвратимо. Если человек средне ориентирован - он попадает в область действия случайностей: получает «кармическое наказание» за свою неориентированность, за свою непонятливость. Если человек хорошо ориентирован - плохие случайности маловероятны.

[Д.Г.] Мне эта мысль почти в том же виде приходила в голову. Через несколько выпусков собирался писать об этом в своей рассылке.

[И.Ш] Есть точка зрения, что случайностей нет в природе вообще, а есть события, причин которых мы не понимаем. Есть точка зрения, что все события, которые происходят с нами, нами же бессознательно устроены. И каждая смерть - это самоубийство своего рода. Быть может, все так оно и есть. Для меня это только гипотеза, а судить с этой точки зрения имеет право только Бог, для которого нет случайностей, и только потому, что он видит, как именно «случайности» устраиваются нами, и как именно мы отказываемся от понимания жизни, нам предложенного, которое могло бы дать нам совершенную ориентацию.

[Д.Г.] Есть точка зрения, проверенная в семидесятых годах экспериментально: ни одно из наших действий не является случайным, а определяется всем накопленным опытом.

[И.Ш.] Тут незримо присутствует фраза «наука доказала». На нее уже давно обращаю внимания. Она используется для безапелляционного утверждения всего самого сомнительного.

[Д.Г.] Твой же подход весьма интересен: этой гипотезой ты пользуешься, а опровергнуть ее может только Бог. Если кто придет к тебе за объяснениям? Помилуйте, сударь, все вопросы к Богу.

[И.Ш.] Ты не понял! Я этой гипотезой не пользуюсь, в том смысле, что с этой позиции никого не осуждаю - осуждать с этой позиции только Бог «имеет право»!

Как уже говорилось, искать причины надо там, где они есть, а не там, где принято их искать. Смотреть на себя надо так же, как и на других, особым образом себя не выделяя. Судить себя строже, чем других - тоже проявление гордыни особого рода.

[Д.Г.] Согласен!

[И.Ш.] Чем гордость (положительное качество) отличается от гордыни (отрицательного качества)?

Гордость проявляется в понимании своего права не подстраиваться под дурное и не быть ведомым дурным (вопрос подстройки и ведения - спасибо НЛПистам за их терминологию).

Гордыня - ни на чем не основанная вера в собственную исключительность, богоизбранность, свое особое положение! Другими словами, это вера в то, что сам Бог к другим пренебрежительно относится, и нам велит к ним пренебрежительно относиться.

[Д.Г.] Вот так, дамы и господа. Все вышесказанное, в принципе, можно отнести к общефилософскому трепу. Однако, наличие двух взаимоисключающих точек зрения на вопрос: «за что человеку его беды?» говорит о том, что либо я не понял и не принял аргументов Ильи, либо о том, что мир гораздо сложнее, чем мы его мыслим.

[И.Ш.] Моя точка зрения не исключает, а включает твою (с оговорками). И тебе неплохо было бы мою включить (с оговорками).

[Д.Г.] В заключение моя любимая притча:

Иов пришел к Богу и говорит: «Я не грешил, детей в набожности воспитывал», остальные свои заслуги перечислил, спрашивает: «Господи, а за что ты на меня наказал всеми мыслимыми и немыслимыми бедами?». Бог ему и отвечает: «Все дело в том, что ты мне не нравишься!»

[И.Ш.] Интересная притча! Дело осталось за малым - надо научиться нравиться Богу...

[Д.Г.] Проскальзывают в твоей рассылке иногда интересные мысли, но я отношу их скорее к твоему опыту, чем к знанию «Психотехник бессознательного».

[И.Ш.] Как можно одно другому противопоставить - в голове не укладывается!

[Д.Г.] Никаких противопоставлений! Я имел в виду то, что называют жизненным опытом, здравым смыслом, а не опыт, включающий в себя дифференцированные психологические знания.

[И.Ш.] Со способностью набираться бессознательного опыта (здравого смысла) у меня всегда были проблемы. Пришлось во всем разбираться сознательно. Бессознательное знание - это знание в основном для личного пользования, а меня интересовало знание сознательное, которым можно поделиться - такое вот богатство! Тут не случайность - тут выбор, сделанный в детстве. А что значит «дифференцированные психологические знания» - кто бы объяснил.

[Д.Г.] Кстати, а где сами психотехники?

[И.Ш.] Описываю психотехники, которыми пользуются другие - пользуются в основном бессознательно, и не предлагаю «своих». Это тоже сознательная позиция. Не предлагаю набор ключей, которые к каким-то замкам когда-то подходили. Считаю, что если человеку дано понимание, он будет действовать успешно. Предлагаю понимание и только.

Я даже не люблю специальных упражнений на развитие. Можно качаться под руководством тренеров, а можно, просто играть в спортивные игры. И спортивная форма придет сама собой - никто и знать не будет, что ты специально чем-то занимаешься. Этот путь развития в чем-то красивее, не правда ли? А красивые самолеты лучше летают...

Можно осваивать быстрое чтение, делая специальные упражнения, а можно просто изменив подход к чтению. Тем, кто присматривается к тебе, и в голову не придет, что ты учишься быстрому чтению - они будут удивляться тому, что тебе дано быстро читать, будут говорить о твоих «способностях».

Можно проводить человека через тренинги, процессинги и одитинги, а можно просто разговаривать, так, что во время беседы он будет становиться увереннее в себе, расставаться с зажимами.

Хороший методист работает так, что никому и в голову не приходит, что он практикует какую-то методику. Просто у него все получается как будто само собой! Хороший методист, как и хороший переводчик - человек невидимка. А плохой методист - весь в методиках (все знают, какой он специалист), а результатов нет.

[Д.Г.] Я увлекся и печатал то, что хотел. Получилось нечаянно, но красиво, правда? Я излагал достаточно жестко, потому что надеялся: ты как автор рассылки ощущаешь ответственность перед людьми, для которых пишешь, можешь отбросить эмоции и рассуждать здраво.

[И.Ш.] Получилось неплохо...

Помни о вечности !

 Илья Шальнов
 http://shalnov.ru

Skype: ilyashalnov  
ilyashalnov@yadex.ru